Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Последние новости

Коряки

  • Главная страница
  • Традиционная культура коренных жителей Камчатки
  • Коренные малочисленные народы Камчатки
699

Чавчувены - оленные коряки (чавчу - оленевод). Чавчувены заселяют внутренние районы Камчатки. Для чавчувенов оленеводство - основное, если не единственное занятие. Олень дает все необходимое для жизни: мясо в пищу, шкуры - на изготовление одежды (кухлянок, малахаев, торбасов), строительство переносных жилищ (яранг), кости - на изготовление орудий труда и бытовых предметов, жир - на освещение жилья. Олени для чавчувенов являются и средством передвижения. Зимним и летним жилищем оленных коряков служит каркасная переносная яранга. Одежда шьется глухого покроя.

У коряков хорошо развиты домашние промыслы: резьба по дереву и кости, плетение, обработка металлов (знаменитые на весь мир пареньские ножи), изготовление национальной одежды и ковров из оленьих шкур и вышивка бисером.

Обрядово-ритуальные танцы у чавчувенов приурочены к праздникам. Весной, в конце апреля - начале мая, после завершения отела, чавчувены устраивали торжество. Самый большой праздник у чавчувенов - возвращение стада с летовки. В это время забивают телят, и шкуры идут на одежду. Коряки считают, что удары в бубны и пение успокаивают важенок, у которых были отобраны и забиты телята. Праздник длился два-три дня. В январе чавчувены устраивают праздник по случаю большого забоя оленей. После зимнего солнцестояния оленеводы устраивали праздник возвращения солнца, включающий гонки на оленьих упряжках, борьбу, бег с палками, набрасывание аркана на движущуюся по кругу цель, подъем по обледенелому столбу.

В жизненном укладе каждого народа, проживающего традиционным образом, многому можно научиться каждому человеку современного мира.

Нымыланы - уникальный самобытный народ оседлых береговых коряков.

 В древности нымыланы жили в полуземлянках на восточном и западном побережьях Камчатки. На сегодняшний день нымыланы компактно проживают в Карагинском и Олюторском районах, а также расселены небольшими группами по всей территории Камчатки.

Зверобойный промысел, рыболовство, охота и собирательство - такой можно представить себе жизнь нымыланов сотни лет назад. Радостно, что и современные представители оседлых коряков - нымыланов с той же любовью и почтением относятся к природе, занимаются традиционными видами деятельности. Творцом земли Камчатской у нымыланов считался ворон - Куткыняку.

Начало и окончание охотничьего сезона береговые коряки отмечали празднествами, которые длились до одного месяца. Основные - это встреча и проводы пойманных морских животных. Как и раньше, особенно почитаемым праздником остается «Хололо» («Проводы нерпы»). Здесь исполняются обрядово-ритуальные танцы, где каждое движение носит благодарственный и имитационно-подражательный характер. Исполнители изображают: как нерпа плывет, ныряет, выглядывает из воды и т. д.

Многие животные и птицы пользовались у коряков особым почитанием. Например, волка считали родственником людей, ему приписывали особую колдовскую силу, называли зверем-шаманом. У нымыланов, если волка убивали, то обязательно устраивали празднество, чтобы умилостивить и «развеселить» его.

Также оседлыми коряками почитался медведь. Когда тушу медведя приносили к дому, его встречали танцем с горящими головнями в руках. Шкуру снимали с головой, одна из женщин надевала ее и танцевала, уговаривая медведя не сердиться...

Коряки
Коряки

Рекомендуем посмотреть:


КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА