Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Последние новости

В Камчатском центре народного творчества прошла творческая лаборатория

  • Главная страница
  • Новости
122

В Камчатском центре народного творчества прошла лекция на тему: «Реконструкция костюма коренных малочисленных народов Камчатского края: ительменская парка». В ней приняли участие члены молодежной лаборатории лингвистической антропологии Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга, функционирующей на базе центра межкультурных коммуникаций и этнолингвистических исследований под руководством Анатолия Сорокина.

Перед студентами выступила заведующая отделом сохранения нематериального культурного наследия Мария Беляева. Её доклад изобиловал интересными сведениями, был проиллюстрирован красочной презентацией, а также материальными предметами национальной одежды.

Она отметила, что народный костюм – это достояние культуры народа, накопленное веками, и он является связующим звеном в укреплении духовной связи между поколениями. Ведь это не только самобытный элемент культуры, традиционный костюм представляет собой синтез различных видов декоративного творчества.

Одежда коренных малочисленных народов Камчатки очень рациональна и приспособлена к образу жизни, хозяйственной деятельности, к климатическим условиям. Для ее изготовления в основном использовались оленьи шкуры, а также применялись шкуры нерп, диких зверей, птиц, кожа рыб. Для украшения костюма использовались уникальные приемы, выработанные многими столетиями назад: меховая мозаика, аппликация, продержка, украшения розетками, кисточками-подвесками, бахромой, вышивка подшейным волосом оленя.

КГБУ «Камчатский центр народного творчества» проводит большую работу по выявлению и сохранению народного костюма, содействуя реализации фольклорно-этнографических экспедиций в отдаленные села и поселки полуострова, популяризируя традиционную одежду через проведение выставок, фестивали декоративно-прикладного творчества, концертные выступления, викторины на знание культуры, быта и жизни аборигенов Камчатки, конкурсы.

Мария Беляева остановилась на именах мастеров. Так многие творческие профессиональные коллективы работают в сценических костюмах Галины Писковецкой. Мастером использованы традиционные виды выкройки и меха. С учетом традиций коренных народов Камчатки подобраны украшения в виде розеток, вышивки, аппликации на костюм, традиционная цветовая гамма бисерной вышивки. В процессе изготовления костюмов соблюдены все законы композиции, пропорции, соразмерность деталей орнамента, цветовая гамма материалов. Большая часть работ выполнена ручным способом, что является традиционным для пошива национальных костюмов.

Молодой мастер Анна Манько, ученица Галины Степановны Писковецкой, популяризирует традиционную одежду северян, изготавливая кукол. В ее работах ощущается слияние традиционного искусства коренных малочисленных народов Камчатки с применением современных технологий, материалов, приемов шитья. Одна из работ Анны – «Кукла в ительменской парке». В ней воссозданы прическа и проведена реконструкция старинной одежды ительменских женщин по книге исследователя Камчатки Георга Стеллера. При создании костюма использован мех росомахи и белки, ровдуга (замша из оленьей шкуры), ларга (пестрая нерпа) и ракушки, которыми ительменки украшали головные повязки. В XVIII веке наряды шили из соболя и других ценных мехов. Образцов такой одежды не сохранилось. «Ительменка Саакшом», созданная народной художницей, пожалуй, единственная в мире кукла, воссоздающая аутентичный облик представительницы малого коренного народа Камчатки.

К рассказу о национальном костюме присоединилась специалист КЦНТ Жанна Томенюк, выполнившая реконструкцию ительменского платья. Эту работу присутствующие смогли детально рассмотреть на представленном манекене и выслушать рассказ мастера о сложностях ее создания.

Мария Беляева подчеркнула, что в связи с изменениями в хозяйственной деятельности аборигенов Камчатки, на которой держится вся самобытная культура малых этносов, произошли изменения и в части традиционных ремесел. Поэтому тема традиционного народного костюма особенно актуальна в связи с усилением обезличивания быта, унификации одежды на основе цивилизационных процессов. Выявление истинных мастеров, процесс фиксации их уникальных работ, в том числе и традиционной одежды, представляется особенно важным вкладом в сохранение этнической культуры, того уникального слоя культуры, который с уходом его носителей – людей старшего поколения – может исчезнуть. И сегодня материалы фольклорно-этнографических экспедиций имеют большую ценность.

В Камчатском центре народного творчества прошла творческая лаборатория
В Камчатском центре народного творчества прошла творческая лаборатория
В Камчатском центре народного творчества прошла творческая лаборатория
В Камчатском центре народного творчества прошла творческая лаборатория
В Камчатском центре народного творчества прошла творческая лаборатория
В Камчатском центре народного творчества прошла творческая лаборатория
В Камчатском центре народного творчества прошла творческая лаборатория
В Камчатском центре народного творчества прошла творческая лаборатория

Читайте также: